Все постоянно слышат о светофильтрах, но мало кто знает что это Вот нашел интересную статью, спешу поделиться с Вами
СВЕТОФИЛЬТРЫ
Поскольку актуальность темы не вызывает ни у кого сомнений, помочь
разобраться в этом вопросе и призвана данная статья. В ней собран весь
доступный мне материал. Часто отсутствие на съемке набора нужных
фильтров сказывается самым печальным образом. Каким будет этот набор -
каждый решает для себя сам в зависимости от вида съемки, количества
объективов с разными посадочными резьбами под фильтр и имеющихся в
наличии денег. При этом нельзя забывать, что если человек не умеет
снимать, то ему не поможет ни один светофильтр.
Определение понятия и существующие варианты
Светофильтр - это оптическая среда, избирательно поглощающая, поляризующая или преломляющая свет.
В настоящий момент все фильтры изготавливаются либо в резьбовой
оправе, либо в виде прямоугольных пластин, вставляемых в универсальные
держатели типа Cokin. В некоторых объективах (чаще это fish-eye)
фильтры навинчиваются на заднюю линзу объектива. Кроме того имеются
объективы (тоже, как правило, fish-eye), в которые встроена (built-in)
междулинзовая револьверная турель с несколькими фильтрами. Вращая
турель, вы подбираете необходимый фильтр. В недалеком прошлом
выпускались фильтры в круглой оправе, не навинчивавшиеся на объектив, а
надевавшиеся на него снаружи (к моему удивлению Красногорский завод до
сих пор продолжает эту традицию - “Вариозенитар” 25-45 имеет
надевающиеся фильтры). Связано это было, по-видимому, с тем, что
размеры резьб под фильтр не были унифицированы.
Известно, что фильтры могут быть не только стеклянными (из
плоскопараллельного стекла), но и полиэфирными (фолиевыми), а также
пластмассовыми. Фолиевые фильтры относятся к профессиональному ряду и
качество их достаточно высоко. Однако они менее долговечны, чем
стеклянные.
Существуют также и желатиновые фильтры, выпускаемые в виде
квадратных пластин, которые перед употреблением необходимо вырезать в
необходимой вам форме и укреплять перед объективом с помощью
специального держателя.
Фильтры, задерживая часть света, требуют увеличения экспозиции. Чаще
всего на оправе фильтра стоит цифра кратности, в зависимости от которой
необходимо вносить ту или иную коррекцию. Для камер, имеющих TTL замер
(а таких сейчас подавляющее большинство), кратность фильтра не так
важна, поскольку учитывается свет уже прошедший через фильтр. У всех
остальных камер нужно не забывать делать поправку в экспозиции в
зависимости от кратности фильтра.
Существует мнение, что при использовании фильтров уменьшается
фотоширота съемочного материала. Кроме того считается, что передержка
ослабляет, а недодержка усиливает действие фильтра (речь в данном
случае идет о монохромных фильтрах, применяемых в черно-белой
фотографии). Во всех сомнительных случаях рекомендуется применять
экспозиционную вилку.
Кое-что из опыта
Позволю себе высказать несколько мыслей, основанных на личном опыте.
Первая и главная среди них заключается в том, что я никогда не
отправлюсь на съемку (за очень-очень редким исключением), если на
объективе не стоит хотя бы УФ (а еще лучше Skylight) фильтр. В книге
г-на Р.Хеймена “Светофильтры”, выпущенной издательством “Мир” в 1988
году, читаем: “Даже при наличии просветляющих покрытий светофильтры
должны использоваться только в случае необходимости. Фотообъективы
имеют наилучшие характеристики без “помощников”, и использование даже
самого высококачественного фильтра не улучшает разрешающей способности
объектива. По этой причине не рекомендуется оставлять даже бесцветный
ультрафиолетовый светофильтр на объективе только для того, чтобы
предохранять его переднюю поверхность. К тому же маловероятно, что
светофильтр изготавливают с соблюдением таких же высоких требований,
как сам объектив. Объектив следует защищать стеклом только от дождя,
брызг, теплового воздействия и пыли.”
Нельзя не согласиться с автором в том, что касается “помощников”
(необходимо только учитывать, что качество производимых фильтров с
годами только улучшается), но поскольку мы живем в реальном мире и
реальном пространстве, то объектив (зачастую очень недешевый) надо
предохранять не только от “дождя, брызг, теплового воздействия и пыли”,
но и от пальцев (как своих, так и, преимущественно, чужих), а также
слизистых выделений из носоглотки (читай: слюны и соплей), которые так
и норовят появиться вблизи передней линзы объектива именно в тот самый
момент, когда фильтр снят.
Еще одно золотое правило гласит: много фильтров (как, впрочем, и
пленки тоже), не бывает. По-моему, если учесть вес и размеры фильтра,
то не составит труда, всякий раз отправляясь на съемку, брать с собою
практически весь арсенал фильтров. Если вы пользуетесь сразу
несколькими объективами с разными диаметрами под фильтры, то
общеупотребительным является прием использования переходных колец. Т.е.
имея объективы с диаметрами под фильтр, например, 52, 58 и 67 мм.,
имеет смысл покупать все фильтры на 67, а для других размеров
использовать переходные кольца. Еще одним, правда несколько более
дорогим способом, будет применение фильтров типа Cokin.
Совет не экономить на фильтах безусловно хорош, однако позволительно
спросить - а на чем можно экономить в фотографии? Ни для кого, я думаю,
не секрет, что “чем мех лучше, тем мех дороже”. И все-таки на тот
фильтр, который для вашего главного объектива станет постоянным, денег
жалеть действительно не стоит.
Фирмы-производители
Как известно, светофильтры выпускаются уже не одну сотню лет.
Все компании, производящие светофильтры условно можно разделить на
две группы: первые - это фирмы, производящие фотооптику и
изготавливающие фильтры для своей же продукции; вторые - это компании
не производящие собственно оптику, а занимающиеся изготовлением
принадлежностей для фото- и видеосъемки.
Любопытно, что фирмы относящиеся к первой группе имеют, как правило,
ограниченный набор фильтров, включая в него только наиболее употребимые
(за исключением, пожалуй, компании Schneider, выпускающей фильтры под
торговой маркой B+W). Причем продукция их стоит весьма недешево.
Например, стоимость в Москве никоновского Soft-фильтра на резьбу 72мм
почти равняется стоимости популярной в народе камеры Yashica T5.
При прочих равных условиях все же лучше использовать “родной”
фильтр, т.е. тот, который производит компания, выпустившая данный
объектив. Естественно, что качество и цена фильтров Soligor, в отличие,
скажем от Pentax, сравнимы с качеством и ценой оптики Soligor, а не с
ценой и качеством Pentax. Компании, относящиеся ко второй группе
(т.наз. независимые производители) весьма неоднородны. Продукция их
разнится как по ассортименту, так и по качеству-цене.
Почти все фирмы, выпускающие фильтры, предлагают их самые различные
виды. Например, у B+W это “обычная” линейка и “ProLine”, стеклянные
фильтры и пластиковые (high-quality CR-39 acrylic), Slim Line. Отличия,
в первую очередь, касаются, просветления - однослойное, многослойное,
супермногослойное и т.д.
Еще одной любопытной особенностью современного рынка фильтров (и
оптики вообще) является продажа продукции одной и той же фирмы под
разными торговыми марками. Например, фильтры Zeiss Softar на резьбу 58
мм, предлагает Heliopan (по цене $179,95 в магазинах B&H) и B+W (по
цене $198,75, в тех же магазинах). Тот же Schneider, производя
корректирующие фильтры, использует (и официально заявляет об этом)
материалы Кодак, применяемые последним в известных фильтрах Wratten.
Kaiser - японская компания производящая довольно недорогую продукцию
удовлетворительного качества. Есть мнение, что фильтры данной фирмы
имеют одностороннее просветление.
Hama (http://www.hamauk.demon.co.uk) - немецкая фирма,
специализируюшаяся на производстве огромного количества аксессуаров для
фото- и видеосъемки, в том числе и светофильтров. Качество производимых
фильтров вполне удовлетворительное.
Hoya (http://www.hoya.co.jp) - японская фирма, входящая в группу THK
(Tokina, Hoya, Kenko - http://www.thkphoto.com) PHOTO PRODUCTS, INC.
(существует с 1941 г), выпускающая большой ассортимент фильтров для
фотоаппаратов и кинокамер; достаточно высокий уровень качества.
Kenko - японская фирма, также входящая в группу THK (Tokina, Hoya,
Kenko - http://www.thkphoto.com) Kenko Co., Ltd., выпускающая еще
больший ассортимент фильтров для фотоаппаратов и кинокамер; занимает
70% японского рынка светофильтров; высокий уровень качества.
Cokin (http://www.cokin.co.uk) - компания, основанная французским
профессиональным фотографом Jean Coquin, специализируется на выпуске
фолиевых светофильтров, крепящихся в специальных держателях. Держатель
(filter-holder) совместим “со всеми объективами благодаря простому
адаптерному кольцу” и позволяет использовать одновременно до 3
фильтров. Таким образом имея один держатель с переходниками для разных
объективов можно обойтись одним комплектом фильтров для всей вашей
оптики.
Держатели выпускаются двух типоразмеров: А и Р. Система А
(36/37/39/40.5/41/42/43/43.5/44/46/48/49/52/54/55/58/62mm and
Hasselblad special rings) предназначена для объективов не короче 35 мм
фокусного расстояния и имеет размер 67 мм.
Система Р (48/49/52/55/58/62/6772/77/82mm and Hasselblad special rings)
имеет размер 83 мм и рассчитана на применение в широкоугольной оптике
фокусом короче 35 мм, а также для всех объективов, имеющих большой
диаметр передней линзы. Сделано это по вполне понятным причинам, дабы
не виньетировать углы кадра.
Schneider Kreuznach (http://www.schneideroptics.com) - широко
известная немецкая фирма, производящая высококлассную и столь же
дорогую оптику для средне- и крупноформатных камер (а в последнее время
и для некоторых моделей Samsung, в первую очередь зеркалок). Выпускает
фильтры под торговой маркой B+W. Многие из них имеют оценку “super”
известного германского журнала fotoMagazin. Высокое качество продукции
не вызывает сомнений.
Tiffen (http://www.tiffen.com) - американская компания, основана в
1938 году. Специализируется на выпуске фильтров для фото- и
видеосъемки, выпуске штативов и оптических принадлежностей для цифровых
камер. На производимые фильтры в США дается 10-летняя гарантия.
LEE Filters (http://www.leefilters.com) - фирма, предлагающая
широкую гамму фильтров и принадлежностей (в частности
адаптеров-переходников для фильтров), в первую очередь для
профессиональной работы. Вся продукция производится на заводе в
Andover, Hampshire.
Крепление фильтров на камере подобно Cokin, однако производимый Lee
Filters ассортимент держателей несколько шире. В предлагаемой фирмой
продукции присутствуют не только пластиковые, но и стеклянные фильтры.
Singh-Ray Filters (http://www.singh-ray.com) - американская
компания, производящая ограниченный ассортимент достаточно дорогих
фильтров для съемок вне помещений. Специализируется на производстве
редко встречающихся у других компаний фильтров, таких, как Color
Intensifier, Reverse Graduated ND Filter, Intensifier Polarizer PLUS и
др. Фильтры изготавливаются под стандартный держатель Cokin P (82 mm),
либо в навинчивающейся оправе. Также изготавливает фильтры по вашему
индивидуальному заказу.
Не последнее место на рынке занимают такие малоизвестные в нашей
стране фирмы, как Heliopan, Hollywood/FX filters, Optiflex, Lindahl и
другие. В определенном смысле законодателем мод в производстве фильтров
(в частности корректирующих и конверсионных) является Кодак с
принадлежащей ему торговой маркой Wratten.
Среди прочих моментов, влияющих на качество фильтра, важно,
например, наличие или отсутствие просветления, одностороннее или
двухстороннее просветление, однослойное или многослойное (МС)
просветление. Суммируя вышесказанное, можно добавить, что серьезный
подход при выборе фильтра (фильтров) в целом аналогичен подходу при
выборе оптики.
О классификации
Многообразие видов существующих ныне фильтров несколько затрудняет
их классификацию и в определенной степени делает ее условной.
Объединять ли светофильтры в группы по цвету стекла, по принципу - для
съемки или для печати, по применению в черно-белой или цветной
фотографии и т.д. - вопрос остается открытым. В монографии А.В.Редько
“Фотография” (1995) предлагается следующая классификация:
конрастирующие, компенсационные, поляризационные, нейтрально-серые,
диффузионные, монохроматические, селективные, субтрактивные,
аддитивные. Тем не менее, для удобства изложения материала предлагаю
такую классификацию:
1. Фильтры, преимущественно используемые в черно-белой фотографии
2. Фильтры для цветной фотографии
3. Эффектные фильтры
4. Фильтры для макро-съемки
5. Нейтрально-серые фильтры
6. Поляризационные фильтры
7. Фильтры для инфракрасной и ультрафиолетовой фотографии
8. Отечественные монохромные фильтры |